опубликовано: Среда, Март 5, 2025
Добрый день, уважаемые участники публичных слушаний.
ТОО «Горгаз-сервис» является субъектом общественно значимого рынка по виду деятельности «розничная реализация сжиженного нефтяного газа через групповые резервуарные установки».
Стоимость реализации 1 м3 сжиженного нефтяного газа в настоящее время для бытовых и коммунально-бытовых потребителей составляет 605.25 тенге с НДС. Данная цена согласована РГУ «Департамент Комитета по регулированию естественных монополий Министерства национальной экономики Республики Казахстан по Северо-Казахстанской области» (далее – Департамент) 01 сентября 2021 года.
Данные слушания проводятся в рамках исполнения решения Специализированного межрайонного административного суда Северо-Казахстанской области от 07.11.2023 года, постановления апелляционной коллегии по административным делам Северо-Казахстанского областного суда от 22.02.2024 г., постановления кассационной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Казахстан от 11.02.2025 г. согласно которым было признано незаконным и отменено мотивированное заключение Департамента от 01.08.2023 года по снижению заявленной товариществом цены реализации сжиженного нефтяного газа населению. В связи с этим планируется повышении стоимости газа для населения.
Судами всех инстанций, включая Верховный суд Республики Казахстан, признаны незаконными действия Департамента по снижению затрат товарищества, в том числе по следующим статьям затрат:
- доставка газа;
- приобретение зимнего газа марки «Пропан технический»;
- расходы по ремонту основных средств;
- использование амортизационных амортизаций (затраты на приобретение сетей газоснабжения, реализуемые городским акиматом в рамках процедуры приватизации);
- расходы на услуги связи;
- затраты на приобретение антивирусной программы;
Также суды отметили, что Департамент незаконно лишил товарищество, как коммерческой организации, права на получение прибыли.
Итого, планируемый рост стоимости газа, с учётом всех затрат и прибыли, составит 25,3% от цены, согласованной Департаментом 01.09.2021 года.
Чуть более подробно остановлюсь на статьях затрат и прибыли:
Статья расходов – «стоимость газа (доставка)».
В мотивированном заключении от 01 августа 2023 г, доставка газа была учтена за 4 квартал 2022г в размере 33 057,16 тенге/тонна без учета НДС
Фактически на момент предоставления документов - 35 829,8 тенге/тонна без учета НДС.
Приобретение зимнего газа марки «Пропан технический».
В Казахстане единственный поставщик такого газа – ТОО «Тенгизшевройл».
Стоимость приобретения Пропана была учтена Департаментом по цене газа марки СПБТ в размере 75 401,67 тенге/тонн вместо 89 104,3 тенге/тонна без НДС.
Стоит отметить, что в сентябре, октябре, ноябре 2023 года ТОО «Тенгизшевройл» отказало нам в приобретении Пропана по цене, определенной в мотивированном заключении.
При этом, согласно данным с сайта Комитета по регулированию естественных монополий, в г. Караганде в 2022 г. стоимость 1 тонны Пропана заложена в размере 98 250 тенге/тонна, что на 30% выше, чем нам согласовал Департамент (75 401,67 тенге/тонна).
Получается, в зависимости от региона, ведомства одного и того же государственного органа рассматривают заявки субъектов общественно значимого рынка по разному, хотя, повторюсь, весь Пропан в Казахстане покупается на одном заводе – ТОО «Тенгизшевройл».
Расходы по ремонту основных средств товарищество несет на постоянной основе и ранее данную статью Департамент нам всегда согласовывал в рамках действующих с 2017 года Правил ценообразования.
С февраля 2018г – 537 тыс.тенге,
с января 2019г – 512 тыс.тенге
С 1 сентября 2021 г – сумма составляла – 1 млн 120 тыс. тенге (мотивированное заключение от 28.08.2021г)
И с 1 июля 2022 г после проведения экспертизы цены расходы в сумме 1 млн 120 тыс.тенге оставлены без замечаний (мотивированное заключение от 4 ноября 2022г).
Но в мотивированном заключении от 1 августа 2023г департамент необоснованно исключил расходы на текущий ремонт зданий и сооружений в сумме 4 526 188 тенге, как ремонт имущества, находящегося в аренде, что нашло своё отражение в судебных актах.
По статье затрат «Амортизация расходов периода»
Департаментом в мотивированном заключении незаконно были исключены затраты в сумме 1 млн 285 тыс.тенге без НДС на приватизацию, то есть выкуп, сетей газоснабжения, которые находятся у нас на обслуживании.
При том, что ТОО «Горгаз-сервис» ежегодно несёт расходы, связанные с приватизацией сетей газоснабжения (групповых резервуарных установок и подземных газопроводов):
2021 год – 691 765 тенге (выкуп земельных участков под приобретёнными ранее ГРУ);
2022 год – 6 975 000 тенге (приобретение ГРУ и газопроводов в порядке приватизации).
2023 год – 10 310 236 тенге (приобретение сетей газоснабжения и ГРУ)
2025 год – нас вновь приглашают принять участие в процедуре приватизации сетей газоснабжения (вот письмо-приглашение от Отдела экономики и финансов акимата г.Петропавловска).
По статье затрат «Услуги связи»
Департаментом приняты расходы по сотовой связи в размере 22,39 тыс.тенге, исключены 623,7 тыс .тенге.
Ранее данную статью Департамент всегда согласовывал, так:
С 1 сентября 2021 г – сумма составляла – 625 тыс. тенге (мотивированное заключение от 28.08.2021г)
С 1 июля 2022 г – 625 тыс.тенге (мотивированное заключение от 4 ноября 2022г).
То есть ранее у департамента не было никаких сомнений по поводу необходимости использования современных средств связи, которая способствует своевременному обеспечению соблюдения требований промышленной безопасности и ликвидации аварийных ситуаций.
Незаконность действий Департамента по исключению данных расходов нашла своё подтверждение в судах Северо-Казахстанской области и Верховном суде Республики Казахстан.
Приобретение антивирусных программ.
В рамках рассмотрения проекта цены нами был предоставлен весь пакет подтверждающих документов, договор, ЭСФ, карточки счета, анализ счета и др.
Однако, Департамент не счел необходимым учесть затраты на приобретение антивирусной лицензии в размере 414,7 тыс.тенге, что ставит под угрозу сохранность и конфиденциальность персональных данных абонентов товарищества.
Ранее затраты по данной статье также были согласованы:
С 1 сентября 2021 г – сумма составляла – 480 тыс. тенге (мотивированное заключение от 28.08.2021г)
С 1 июля 2022 г – 480 тыс.тенге (мотивированное заключение от 4 ноября 2022г).
В настоящее время заключен договор от 21 августа 2024 г. № 10 на сумму 887 тыс.тенге, что подтверждает ежегодные затраты товарищества по данной статье.
По «Прибыли» (проект 37 986,9 тыс.тнг)
Департаментом исключена прибыль в размере 37 986,9 тыс.тенге или 4,7% от всех затрат.
Судебная коллегия по административным делам Северо-Казахстанского областного суда посчитала, что данные доводы не отвечают критериям справедливости, разумности, а также принципам законности и соразмерности. Департамент незаконно лишил прибыли товарищество, коммерческую организацию, соответственно, в цене реализации газа должна быть заложена прибыль согласно требованиям законодательства.
По «Сумме нецелевого использования амортизационных отчислений».(4673-2022г: 86339,8-2021г)всего – 91 012,8тыс.тнг)
Департамент необоснованно снизил доходы по статье «сумма нецелевого использования» в размере 91 012,8 тыс.тенге.
Причины занижения доходов Департаментом по данной статье рассмотрены судами всех инстанций и признаны незаконными.
В заключение скажу, что документы, подтверждающие понесённые и прогнозные расходы по вышеуказанным статьям затрат, были неоднократного исследованы судами 1-ой, апелляционной и кассационной инстанций и им дана соответствующая правовая оценка, а действия Департамента по занижению либо исключению данных затрат и прибыли признаны незаконными.
У меня всё, спасибо за внимание.