«Петропавл қ. - г. Петропавловск»
Қаз Рус

Доклад на публичные слушания 04.03.2025

опубликовано: Среда, Март 5, 2025

Добрый день, уважаемые участники публичных слушаний.

ТОО «Горгаз-сервис» является субъектом общественно значимого рынка по виду деятельности «розничная реализация сжиженного нефтяного газа через групповые резервуарные установки».

Стоимость реализации 1 м3 сжиженного нефтяного газа в настоящее время для бытовых и коммунально-бытовых потребителей составляет 605.25 тенге с НДС. Данная цена согласована РГУ «Департамент Комитета по регулированию естественных монополий Министерства национальной экономики Республики Казахстан по Северо-Казахстанской области» (далее – Департамент) 01 сентября 2021 года.

Данные слушания проводятся в рамках исполнения решения Специализированного межрайонного административного суда Северо-Казахстанской области от 07.11.2023 года, постановления апелляционной коллегии по административным делам Северо-Казахстанского областного суда от 22.02.2024 г., постановления кассационной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Казахстан от 11.02.2025 г. согласно которым было признано незаконным и отменено мотивированное заключение Департамента от 01.08.2023 года по снижению заявленной товариществом цены реализации сжиженного нефтяного газа населению. В связи с этим планируется повышении стоимости газа для населения.

Судами всех инстанций, включая Верховный суд Республики Казахстан, признаны незаконными действия Департамента по снижению затрат товарищества, в том числе по следующим статьям затрат:

- доставка газа;

- приобретение зимнего газа марки «Пропан технический»;

- расходы по ремонту основных средств;

- использование амортизационных амортизаций (затраты на приобретение сетей газоснабжения, реализуемые городским акиматом в рамках процедуры приватизации);

- расходы на услуги связи;

- затраты на приобретение антивирусной программы;

Также суды отметили, что Департамент незаконно лишил товарищество, как коммерческой организации, права на получение прибыли.

Итого, планируемый рост стоимости газа, с учётом всех затрат и прибыли, составит 25,3% от цены, согласованной Департаментом 01.09.2021 года.

 

Чуть более подробно остановлюсь на статьях затрат и прибыли:

Статья расходов – «стоимость газа (доставка)».

 В мотивированном заключении от 01 августа 2023 г, доставка газа была учтена за 4 квартал 2022г в размере 33 057,16 тенге/тонна без учета НДС

Фактически на момент предоставления документов - 35 829,8 тенге/тонна без учета НДС.

 

Приобретение зимнего газа марки «Пропан технический».

В Казахстане единственный поставщик такого газа – ТОО «Тенгизшевройл».

Стоимость приобретения Пропана была учтена Департаментом по цене газа марки СПБТ в размере 75 401,67 тенге/тонн вместо 89 104,3 тенге/тонна без НДС.

Стоит отметить, что в сентябре, октябре, ноябре 2023 года ТОО «Тенгизшевройл» отказало нам в приобретении Пропана по цене, определенной в мотивированном заключении.

При этом, согласно данным с сайта Комитета по регулированию естественных монополий, в г. Караганде в 2022 г. стоимость 1 тонны Пропана заложена в размере 98 250 тенге/тонна, что на 30% выше, чем нам согласовал Департамент (75 401,67 тенге/тонна).

Получается, в зависимости от региона, ведомства одного и того же государственного органа рассматривают заявки субъектов общественно значимого рынка по разному, хотя, повторюсь, весь Пропан в Казахстане покупается на одном заводе – ТОО «Тенгизшевройл».

 

Расходы по ремонту основных средств товарищество несет на постоянной основе и ранее данную статью Департамент нам всегда согласовывал в рамках действующих с 2017 года Правил ценообразования.

С февраля 2018г – 537 тыс.тенге,

с января 2019г – 512 тыс.тенге

С 1 сентября 2021 г – сумма составляла – 1 млн 120 тыс. тенге (мотивированное заключение от 28.08.2021г)

И с 1 июля 2022 г после проведения экспертизы цены расходы в сумме 1 млн 120 тыс.тенге оставлены без замечаний (мотивированное заключение от 4 ноября 2022г).

Но в мотивированном заключении от 1 августа 2023г департамент необоснованно исключил расходы на текущий ремонт зданий и сооружений в сумме 4 526 188 тенге, как ремонт имущества, находящегося в аренде, что нашло своё отражение в судебных актах.

 

По статье затрат «Амортизация расходов периода»

Департаментом в мотивированном заключении незаконно были исключены затраты в сумме 1 млн 285 тыс.тенге без НДС на приватизацию, то есть выкуп, сетей газоснабжения, которые находятся у нас на обслуживании.

При том, что ТОО «Горгаз-сервис» ежегодно несёт расходы, связанные с приватизацией сетей газоснабжения (групповых резервуарных установок и подземных газопроводов):

2021 год – 691 765 тенге (выкуп земельных участков под приобретёнными ранее ГРУ);

2022 год – 6 975 000 тенге (приобретение ГРУ и газопроводов в порядке приватизации).

2023 год – 10 310 236 тенге (приобретение сетей газоснабжения и ГРУ)

2025 год – нас вновь приглашают принять участие в процедуре приватизации сетей газоснабжения (вот письмо-приглашение от Отдела экономики и финансов акимата г.Петропавловска).

 

По статье затрат «Услуги связи»

 Департаментом приняты расходы по сотовой связи в размере 22,39 тыс.тенге, исключены 623,7 тыс .тенге.

Ранее данную статью Департамент всегда согласовывал, так:

С 1 сентября 2021 г – сумма составляла – 625 тыс. тенге (мотивированное заключение от 28.08.2021г)

С 1 июля 2022 г – 625 тыс.тенге (мотивированное заключение от 4 ноября 2022г).

То есть ранее у департамента не было никаких сомнений по поводу необходимости использования современных средств связи, которая способствует своевременному обеспечению соблюдения требований промышленной безопасности и ликвидации аварийных ситуаций.

Незаконность действий Департамента по исключению данных расходов нашла своё подтверждение в судах Северо-Казахстанской области и Верховном суде Республики Казахстан.

 

Приобретение антивирусных программ.

В рамках рассмотрения проекта цены нами был предоставлен весь пакет подтверждающих документов, договор, ЭСФ, карточки счета, анализ счета и др.

Однако, Департамент не счел необходимым учесть затраты на приобретение антивирусной лицензии в размере 414,7 тыс.тенге, что ставит под угрозу сохранность и конфиденциальность персональных данных абонентов товарищества.

Ранее затраты по данной статье также были согласованы:

С 1 сентября 2021 г – сумма составляла – 480 тыс. тенге (мотивированное заключение от 28.08.2021г)

С 1 июля 2022 г – 480 тыс.тенге (мотивированное заключение от 4 ноября 2022г).

В настоящее время заключен договор от 21 августа 2024 г.  № 10  на сумму 887 тыс.тенге, что подтверждает ежегодные затраты товарищества по данной статье.

 

По «Прибыли» (проект 37 986,9 тыс.тнг)

Департаментом исключена прибыль в размере 37 986,9 тыс.тенге или 4,7% от всех затрат.

Судебная коллегия по административным делам Северо-Казахстанского областного суда посчитала, что данные доводы не отвечают критериям справедливости, разумности, а также принципам законности и соразмерности. Департамент незаконно лишил прибыли товарищество, коммерческую организацию, соответственно, в цене реализации газа должна быть заложена прибыль согласно требованиям законодательства.

 

По «Сумме нецелевого использования амортизационных отчислений».(4673-2022г: 86339,8-2021г)всего – 91 012,8тыс.тнг)

Департамент необоснованно снизил доходы по статье «сумма нецелевого использования» в размере 91 012,8 тыс.тенге.

Причины занижения доходов Департаментом по данной статье рассмотрены судами всех инстанций и признаны незаконными.

В заключение скажу, что документы, подтверждающие понесённые и прогнозные расходы по вышеуказанным статьям затрат, были неоднократного исследованы судами 1-ой, апелляционной и кассационной инстанций и им дана соответствующая правовая оценка, а действия Департамента по занижению либо исключению данных затрат и прибыли признаны незаконными.

        

У меня всё, спасибо за внимание.